Как подключить однофазный двигатель

Чаще всего к нашим домам, участкам, гаражам подведена однофазная сеть 220 В. Поэтому оборудование и все самоделки делают так, чтобы они работали от этого источника питания. В этой статье рассмотрим, как правильно сделать подключение однофазного двигателя.

Асинхронный или коллекторный: как отличить

Вообще, отличить тип двигателя можно по табличке — шильдику — на которой написаны его данные и тип. Но это только в том случае, если его не ремонтировали. Ведь под кожухом может быть что угодно. Так что если вы не уверены, лучше определить тип самостоятельно.

Так выглядит новый однофазный конденсаторный двигатель
Так выглядит новый однофазный конденсаторный двигатель

Как устроены коллекторные движки

Отличить асинхронный и коллекторный двигатели можно по строению. У коллекторных обязательно есть щетки. Они расположены возле коллектора. Еще обязательный атрибут движка этого типа — наличие медного барабана, разделенного на секции.

Такие двигатели выпускаются только однофазные, они часто устанавливаются в бытовой технике, так как позволяют получить большое число оборотов на старте и после разгона. Также они удобны тем, что легко позволяют менять направление вращения — необходимо только поменять полярность. Несложно также организовать изменение скорости вращения — изменением амплитуды питающего напряжения или угла его отсечки. Потому и используются подобные двигатели в большей части бытовой и строительной техники.

Строение коллекторного двигателя
Строение коллекторного двигателя

Недостатки коллекторных двигателей — высокая шумность работы на больших оборотах. Вспомните дрель, болгарку, пылесос, стиральную машину и т.д.. Шум при их работе стоит приличный. На малых оборотах коллекторные двигатели не так шумят (стиральная машина), но не все инструменты работают в таком режиме.

Второй неприятный момент — наличие щеток и постоянного трения приводит к необходимости регулярного технического обслуживания. Если токосъемник не чистить, загрязнение графитом (от стирающихся щеток) может привести к тому, что соседние секции в барабане соединятся, мотор попросту перестанет работать.

Асинхронные

Асинхронный двигатель имеет статор и ротор, может быть одно и трёхфазным. В данной статье рассматриваем подключение однофазных двигателей, потому речь пойдет только о них.

Асинхронные двигатели отличаются невысоким уровнем шумов при работе, потому устанавливаются в технике, шум работы которой критичен. Это кондиционеры, сплит-системы, холодильники.

Строение асинхронного двигателя
Строение асинхронного двигателя

Есть два типа однофазных асинхронных двигателей — бифилярные (с пусковой обмоткой) и конденсаторные. Вся разница состоит в том, что в бифилярных однофазных двигателях пусковая обмотка работает только до разгона мотора. После она выключается специальным устройством — центробежным выключателем или пускозащитным реле (в холодильниках). Это необходимо, так как после разгона она только снижает КПД.

В конденсаторных однофазных двигателях конденсаторная обмотка работает все время. Две обмотки — основная и вспомогательная — смещены относительно друг друга на 90°. Благодаря этому можно менять направление вращения. Конденсатор на таких двигателях обычно крепится к корпусу и по этому признаку его несложно опознать.

Более точно определить бифилярный или конденсаторный двигатель перед вами, можно при помощи измерений сопротивления обмоток. Если сопротивление вспомогательной обмотки больше в два раза (разница может быть еще более значительная), скорее всего, это бифилярный двигатель и эта вспомогательная обмотка пусковая, а значит, в схеме должен присутствовать выключатель или пусковое реле. В конденсаторных двигателях обе обмотки постоянно находятся в работе и подключение однофазного двигателя возможно через обычную кнопку, тумблер, автомат.

Схемы подключения однофазных асинхронных двигателей

С пусковой обмоткой

Для подключения двигателя с пусковой обмоткой потребуется кнопка, у которой один из контактов после включения размыкается. Эти размыкающиеся контакты надо будет подключить к пусковой обмотке. В магазинах есть такая кнопка — это ПНВС. У нее средний контакт замыкается на время удержания, а два крайних остаются в замкнутом состоянии.

Внешний вид кнопки ПНВС и состояние контактов после того как кнопка "пуск" отпущена"
Внешний вид кнопки ПНВС и состояние контактов после того как кнопка «пуск» отпущена»

Сначала при помощи измерений определяем какая обмотка рабочая, какая — пусковая. Обычно вывод от мотора имеет три или четыре провода.

Рассмотрим вариант с тремя проводами. В этом случае две обмотки уже объединены, то есть один из проводов — общий. Берем тестер, измеряем сопротивление между всеми тремя парами. Рабочая имеет самое меньшее сопротивление, среднее значение — пусковая обмотка, а наибольшее — это общий выход (меряется сопротивление двух последовательно включенных обмоток).

Если выводов четыре, они звонятся попарно. Находите две пары. Та, в которой сопротивление меньше — рабочая, в которой больше — пусковая. После этого соединяем один провод от пусковой и рабочей обмотки, выводим общий провод. Итого остается три провода (как и в первом варианте):

  • один с рабочей обмотки — рабочий;
  • с пусковой обмотки;
  • общий.

С этими тремя проводами и работаем дальше — используем для подключения однофазного двигателя.

Со всеми этими Подключение однофазного двигателя с пусковой обмоткой через кнопку ПНВС

    • Подключение однофазного двигателя с пусковой обмоткой через кнопку ПНВС

    подключение однофазного двигателя

Все три провода подключаем к кнопке. В ней тоже имеется три контакта. Обязательно пусковой провод «сажаем на средний контакт (который замыкается только на время пуска), остальные два — на крайние (произвольно). К крайним входным контактам ПНВС подключаем силовой кабель (от 220 В), средний контакт соединяем перемычкой с рабочим (обратите внимание! не с общим). Вот и вся схема включения однофазного двигателя с пусковой обмоткой (бифилярного) через кнопку.

Конденсаторный

При подключении однофазного конденсаторного двигателя есть варианты: есть три схемы подключения  и все с конденсаторами. Без них мотор гудит, но не запускается (если подключить его по схеме, описанной выше).

Схемы подключения однофазного конденсаторного двигателя
Схемы подключения однофазного конденсаторного двигателя

Первая схема — с конденсатором в цепи питания пусковой обмотки — хорошо запускаются, но при работе мощность выдают далеко не номинальную, а намного ниже. Схема включения с конденсатором в цепи подключения рабочей обмотки дает обратный эффект: не очень хорошие показатели при пуске, но хорошие рабочие характеристики. Соответственно, первую схему используют в устройствах с тяжелым пуском (бетономешалки, например), а с рабочим конденсором — если нужны хорошие рабочие характеристики.

Схема с двумя конденсаторами

Есть еще третий вариант подключение однофазного двигателя (асинхронного) — установить оба конденсатора. Получается нечто среднее между описанными выше вариантами. Эта схема и реализуется чаще всего. Она на рисунке выше в середине или на фото ниже более детально. При организации данной схемы тоже нужна кнопка типа ПНВС, которая будет подключать конденсатор только не время старта, пока мотор «разгонится». Потом подключенными останутся две обмотки, причем вспомогательная через конденсатор.

Схема подключения конденсаторного двигателя с двумя конденсаторами - рабочим и пусковым
Подключение однофазного двигателя: схема с двумя конденсаторами — рабочим и пусковым

При реализации других схем — с одним конденсатором — понадобится обычная кнопка, автомат или тумблер. Там все соединяется просто.

Подбор конденсаторов

Есть довольно сложная формула, по которой можно высчитать требуемую емкость точно, но вполне можно обойтись рекомендациями, которые выведены на основании многих опытов:

  • рабочий конденсатор берут из расчета 70-80 мкФ на 1 кВт мощности двигателя;
  • пусковой — в 2-3 раза больше.

Рабочее напряжение этих конденсаторов должно быть в 1,5 раза выше, чем напряжение сети, то есть, для сети 220 вольт берем емкости с рабочим напряжением 330 В и выше. А чтобы пуск проходил проще, для пусковой цепи ищите специальный конденсатор. У них в маркировке присутствует слова Start или Starting, но можно взять и обычные.

Изменение направления движения мотора

Если после подключения мотор работает, но вал крутится не в том направлении, которое вам надо, можно поменять это направление. Это делают поменяв обмотки вспомогательной обмотки. Когда собирали схему, один из проводов подали на кнопку, второй соединили с проводом от рабочей обмотки и вывели общий. Вот тут и надо перекинуть проводники.

Как все может выглядеть на практике
Как все может выглядеть на практике

19 комментариев

  1. Двигатель с пусковой обмоткой. Запускается без конденсатора. Вращается только в одну сторону. В другую гудит. Нужно ли его запускать через конденсатор или и так не сгорит? (Точило с наклеенной шкуркой.)

  2. мужики. подскажите советом. компрессор движок 2.2 киловат. родителям центробежный выключатель. купить не удалось. не могу найти такого. компрессор китайский. верк . как обойти центробежный выключатель на кмпресоре. что можно поставить что б работал как раньше. включился и включался. задание спасибо. или может кто то с Кировограде есть и сможет все заделать. $$$. зарание спасибо.

  3. Подскажите пожалуйста пусковая обмотка сгорела, рабочая норма, подлежит эксплуатации или все…?

  4. Полезная статья. Спасибо большое. Но у меня появились несколько вопросов которые не до конца понял.

    На другом сайте читал следующее:

    У двигателей первого типа (бифилярные) пусковая обмотка включается через конденсатор только на момент пуска и после того как двигатель развил нормальную скорость вращения, она отключается от сети. Двигатель продолжает работать с одной рабочей обмоткой. Величина конденсатора обычно указывается на табличке-шильдике двигателя и зависит от его конструктивного исполнения.

    1. В бифилярных двигателей пусковая обмотка тоже включается через конденсатор, о чем не написано было в этой статье, или на другом сайте вводят в заблуждение?

    2. Не понятно почему когда подключаем двигатель с пусковой обмоткой через реле ПНВС, на рисунке в броне двигателя изображено как будто мы подключаем асинхронный трёхфазный двигатель треугольник/звезда 220/380. Есть фото борно однофазного двигателя с пусковой обмоткой, в которой будут выведены 3 или 4 провода, пусковой и рабочей обмотки? Хочется посмотреть, как три провода от кнопки-реле ПНВС будут подключатся к этим проводам.

  5. Помогите разобраться. Эл/двигатель: АВЕ-071-4см, 220в,180вт, 1,3А, 1350об/мин. Выходят три провода: С1, С2, П2. В цепь С1-П2 включены последовательно два элемента с маркировкой 10МВ (0482) 1Вт (что это?). Двигатель то пускается, то нет и на разные направления вращения. Как подключить правильно?

  6. рабочий конденсатор берут из расчета 0,7-0,8 мкФ на 1 кВт мощности двигателя;? Конденсатор берут из расчета 7-8 мкф на 100 Вт мощности двигателя, соответственно на 1 кВт будет 70-80 мкф

    • Здравствуйте! двигатель 2,2 квт сгорел рабочиё конденсатор нет маркировки какая его ёмкость ?

      • Насколько я знаю, емкость конденсатора зависит еще и от оборотов двигателя. Если же исходить только из мощности, то для двигателя на 2,2 кВт, требуется конденсатор емкостью от 150 до 180 мкФ.

  7. друзья ну объясняйте понятней. а то три провода и никак не пойму как определить где пусковой и рабочий. провод . если взять два повода и замерять то какой из двух необходимо назвать ? вот в чем суть. и так в других двигателях. можно это показать или нарисовать так чтобы понял ученик. на схемах не понятно где находится соединение двух концов обмоток в двигателе или на выходе. в пояснении говориться о трех проводах а в схеме две обмотки следовательно четыре конца. как в двигателях с четырьмя выходами проводов. наверное нужно показывать контуры для двигателя кнопки и .т д. у меня двигатель с тремя выходами но на нем не указано что подключать конденсатор.а пояснения схемы показаны конденсаторы. я запускал кнопкой без конденсатора и. получилось но качество еще не знаю. вот и получается что из ваших пояснений в этом вопросе ничего не понять. или нет моего варианта. так что дальше ? а можно показать все поочередно и на много короче. за схемы спасибо . для чайников.

    • Из трех проводов один общий. У пусковой обмотки сопротивление меньше чем у рабочей.

      • Наоборот: у пусковой обмотки сопротивление, обычно, больше, чем у рабочей. Иногда бывает и по вашему, но редко. Смотря какой двигатель.

  8. Здравствуйте подскажите пожалуйста как подключить электромотор однофазный кор.замкнутый тип АОЛБ-22-4 2СЕР
    220v 2,5A 180ватт 1420об.мин.идет 4 провода
    На сколько нужен канденсатар

  9. Что будет если на однофазном канальнике перепутать фазу с нолём? Сгорит?

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*